ФЭНДОМ

Елизавета Ивановна Ушакова
Дата рождения:

3 сентября 1895(1895-09-03)

Место рождения:

Пермь

Дата смерти:

24 ноября 1967(1967-11-24) (72 года)

Страна:

СССР

Научная сфера:

биология

Альма-матер:

МСХА им. К.А.Тимирязева

Известна как:

селекционер овощных культур

Награды и премии

Medal Stalin Prize
Order of Lenin ribbon bar Order of Lenin ribbon bar Order of Lenin ribbon bar
Orderredbannerlabor rib Orderredbannerlabor rib Orderredbannerlabor rib

Елизавета Ивановна Ушакова (1895—1967) — академик ВАСХНИЛ (1948), специалист в области селекции и семеноводства овощных культур.[1]

Биография Править

Родилась 3 сентября 1895 года в Перми. В 1931 г. закончила Московскую сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева (МСХА). [1]

С 1931 по 1933 г. работала в плодоовощном факультете МСХА (заведующей производственной практикой студентов), заместителем директора по учебной части Московского овощного института, исполняющей обязанности заместителя директора по учебной части Московского Сельскохозяйственного Института.[1]

В 1933 г. в Высшей коммунистической сельскохозяйственной школе заведовала двухгодичным отделением. [1]

В 1934—1937 гг. — аспирант особой аспирантуры при ВАСХНИЛ.[1]

В 1937 г. получила звание кандидата сельскохозяйственных наук, в 1948 г. — академика ВАСХНИЛ. [1]

В 1937—1966 гг. работала директором Грибовской овощной селекционной станции (ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства овощных культур). [1]

Научная работа Править

Автор 10 сортов овощных культур: [1]

Являлась научным руководителем работ по выведению и улучшению более чем 80 сортов овощных и бахчевых культур. [1] Из их числа 50 были районированы Государственной комиссией по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур. Занималась вопросами производства элитных семян и сортового семеноводства в СССР, зонального выращивания сортов при их районированнии. [1]

Выступление на августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 г Править

3 августа 1948 г. академик Е. И. Ушакова выступила на сессии ВАСХНИЛ, где заклеймила «идеалистические, реакционные течения» морганизма и менделизма в советской науке, а также последствия их применения на Грибовской селекционной станции. В частности, она утверждала, что «два-три года работы по методике моргано-менделевской генетики обнаружили ее вредные результаты»:

Узкородственное разведение, которое было введено с целью получить быструю морфологическую выравненность сортов, сразу обнаружило свои исключительно вредные последствия: резко снизились урожайность и устойчивость растений против неблагоприятных условий внешней среды. Грибовские селекционеры, заметив такой дефект, сразу отвернулись от этого учения и стали работать так, как считали правильным, как учит нас Мичурин.

Е. И. Ушакова выразила благодарность И. Г. Эйхфельду за рецензирование своей диссертационной работы, которая содержала анализ поведения овощных растений в озимых посевах с позиций стадийного развития растений (учение Т. Д. Лысенко), и отметила трудности в защите работ у представителей мичуринского направления и с тематикой, содержащей упоминание вегетативной гибридизации растений.

Академик Ушакова предположила, что сторонники менделизма и морганизма сами никогда не создавали новые сорта растений, а «лишь занимались умозрительными теориями», и высказала сожаление, что «в вузах с кафедр генетики продолжается пропаганда мракобесия». [2]

Награды и премии Править

  • Сталинская премия (Государственная премия) СССР (1946 г.). [1]
  • 3 ордена Ленина. [1]
  • 3 ордена Трудового Красного Знамени.[1]
  • медали СССР, Большая золотая медаль ВСХВ. [1]

Сочинения Править

Е. И. Ушакова опубликовала около 150 научных работ, включая 11 книг и брошюр. [1]

  • Выращивание капусты. — Б.м.: Сельхозгиз, 1942. — 16 с.
  • То же. — 2-е издание, переработанное и дополненное — 1943. — 16 c.
  • Уход за семенниками двухлетних овощных культур. — М.: Московский большевик, 1944. — 27 c.
  • Мичуринские основы создания новых форм овощных культур. — М.: Правда, 1949. — 31 с. — (Всесоюз. о-во по распространению полит. и науч. знаний).
  • Методика государственного сортоиспытания сельскохозяйственных культур. Выпуск 4. Овощные, бахчевые культуры, картофель и кормовые культуры / Соавторы: М. М. Евдокимов и другие; МСХ СССР. — М.: Сельхозгиз, 1956. — 262 с.
  • Методы селекции и элитного семеноводства овощных культур: Доклады / МСХ СССР. — М., 1956. — 23 с.

Примечания Править