Великий почин Wiki
Advertisement
Католический собор
Собор Сен-Пьер де Бове
Cathédrale Saint-Pierre de Beauvais
Beauvais Cathedral SE exterior.jpg
Страна Франция
Город Бове
Конфессия Католицизм
Епархия Diocèse de Beauvais, Noyon et Senlis (siège) 
Архитектурный стиль готика
Шаблон:Nobr 1225
Строительство ???—1578 [1]
Основные даты:
Шаблон:Достопримечательность/Даты
Собор Сен-Пьер де Бове на Викискладе

Шаблон:Coord

Шаблон:Категория по дате появления Собор Святого Петра в Бове (Шаблон:Lang-fr) — самый высокий (хотя и незаконченный) из французских готических соборов. Расположен на севере Франции в городе Бове. Это кафедральный храм нуайонского диоцеза.

Собору в Бове принадлежит видное место в истории готической архитектуры. Он, в частности, обладает самыми высокими готическими хорами в мире (48,50 м). Храмовый комплекс состоит из позднего трансепта (XVI век), хор с апсидами и семи полигональных апсид капеллы XIII столетия, которые доступны через деамбулаторий. Малая романская церковь Нотр-Дам-де-ла-Бас-Эвр (Basse Œuvre, строилась в 997—998 гг.), занимает место, предназначенное для нефов. [1]

Собор в Бове - вид с востока.

История[]

Работы по возведению собора начались в 1225 году [2] под управлением графа-епископа Милона из Нантёйя, сразу после третьего из серии пожаров в старой базилике с деревянной крышей, алтарь которой был отреставрирован только за три года до пожара; хоры были завершены в 1272 году, в двух кампаниях, с интервалом в 1232—1238 годах в связи с финансовым кризисом, вызванным борьбой с Людовиком IX. Две кампании отличаются небольшим изменением направленности и стилистики работы. [3] Под управлением епископа Гийома де Гре, [4] 4,9 метра дополнительно были добавлены в высоту, чтобы сделать своды собора самыми высокими в Европе. Своды в интерьере хора достигают 48 метров, что значительно превосходит высоту одновременно построенного собора Нотр-Дам в Амьене, с его 42-метровыми нефами.

Архитектурный план собора из издания 1856 г.; [5] светлым выделены никогда не построенные фрагменты.

Свод центрального нефа

Интерьер собора

Работа была прервана в 1284 году обрушением некоторых сводов недавно завершённых хоров. Это обрушение часто рассматривается как катастрофа, которая подготовила «нервный срыв» среди французских архитекторов, работающих в готическом стиле.

Стивен Мюррей отмечает, что обрушение также оказалось «предвестником меньших по размеру строений, что ассоциировалось с демографическим спадом, Столетней войной и XIII веком». [6]

Однако, крупномасштабная готическая стройка была продолжена, и хоры были перестроены до той же высоты, хотя и с большим числом колонн в проходах позади хоров (chevet). Трансепт был построен с 1500 до 1548 гг. Трансепт был выполнен в стиле пламенеющей готики, характерном для периода раннего французского ренессанса. [7] В 1573 году, обрушение «слишком амбициозной» 153-метровой центральной башни остановило работу снова, после чего были сделаны лишь небольшие дополнения. Это сделало бы собор вторым самым высоким строением в мире на тот момент после Церкви святого Олафа в Таллине.

Виолле-ле-Дюк, Эжен Эммануэль называл хоры Собора в Бове «Парфеноном французской готики».

Его фасады, особенно на южной стороне, показывает всё богатство поздней готики. Резные деревянные двери северного и южного порталов являются шедеврами готического и ренессансного искусства, соответственно. Собор обладает сложными астрономическими часами (1866) и гобеленами 15-го и 17-го веков, но к его главным художественным сокровищам относятся стеклянные витражи 13, 14, и 16-го века, самый красивый из которых был изготовлен художником Ренессанса Engrand Le Prince, уроженцем Бове. Ему также принадлежат некоторые витражи во втором храме города - Сент-Этьен, которые являются интересным примером перехода между романским и готическим стилями.

14 января в средние века в соборе Бове проводился праздник осла [1](лат. festum asinorum), в память о бегстве Святого семейства в Египет.

Состояние постройки[]

В стремлении к созданию самого высокого собора в XIII веке, строители Сен-Пьер де Бовэ продвинули технологии до предела. Хотя структура могла быть выше, контрфорсы были сделаны тоньше, чтобы максимально пропустить свет в собор. В 1284 году только через двенадцать лет после завершения часть свода хоров рухнула вместе с несколькими аркбутанами. В настоящее время считается, что обрушение конструкций было вызвано резонансными колебаниями из-за сильного ветра.[8]

На снимке показаны боковые железные тяги для поддержки между аркбутанами; неизвестно, когда были установлены эти внешние тяги. Эта технология могла быть доступна в момент первоначального строительства, но необходимость в дополнительной поддержке могла быть признана после обрушения в 1284 году или даже позднее. В 1960-е годы неэстетичные тяги были убраны по причине сомнений в их нужности. Тем не менее, стали усиливаться колебания, созданные ветром, и хоры частично отошли от трансепта. Впоследствии тяги были вновь установлены, но на этот раз они были выполнены из стали. Так как сталь менее гибкая, чем железо, структура оказалась более жёсткой, и стало возможным появление дополнительных трещин.[9]

Как показывает поэтажный план, оригинальный дизайн включает в себя неф, который никогда не был построен. Таким образом, отсутствие опоры со стороны центрального нефа способствует структурной слабости собора.

Боковые тяги между аркбутанами.

Внутренние опоры северного трансепта.

С течением времени, появились другие проблемы, которые требуют более радикальных средств защиты. Северный трансепт теперь имеет четыре больших деревянных и стальных боковых ферм на разных высотах, установленных в 1990-е, чтобы сохранить трансепт от обрушения (см. фотографию). Кроме того, главное перекрытие трансепта прерывается намного большей по размеру подпоркой, которая поднимается из пола под углом в 45 градусов. (см. фото). Эта подпорка была установлена в качестве чрезвычайной меры, чтобы дать дополнительную опору колоннам, которые до настоящего времени поддерживают высочайшие своды в мире.

Эти временные меры будут действовать до постройки постоянного решения. Ведутся различные исследования для определения с большей уверенностью, что можно сделать, чтобы сохранить конструкцию величественного здания. Колумбийский университет выполняет исследование с использованием трёхмерной модели с помощью лазерного сканирования в здании, в попытке определить слабые места и необходимые средства защиты.[10]

Примечания[]

  1. 1,0 1,1 БСЭ
  2. Ранее часто цитируемая дата 1247 была основана на ошибке, сделанной ранним историком Бове. (Murray 1980:533 note 5.
  3. Murray 1980:547.
  4. William of Grès (Guillaume de Grès, Guillaume de Grez) — был первым епископом, похороненным в осевой часовне Lady Chapel, в 1267 году.
  5. Dictionary of French Architecture from 11th to 16th Century (1856) by Eugène Viollet-le-Duc (1814—1879).
  6. «ushers in the age of smaller structures associated with demographic decline, the Hundred Years War, and of the thirteenth century.» Murray 1980:533.
  7. Энциклопедия «Кругосвет» - Готическая архитектура
  8. Découvrir la Cathedrale Saint-Pierre de Beauvais, Philippe Bonnet-Laborderie, 2000
  9. «Beauvais Cathedral, Architecture of Transcendence», Princeton University Press, 1989
  10. The Beauvais Cathedral Project

Литература[]

  • Murray, Stephen: «The Choir of the Church of St.-Pierre, Cathedral of Beauvais: A Study of Gothic Architectural Planning and Constructional Chronology in Its Historical Context» in The Art Bulletin 62.4 (December 1980), pp. 533—551

Ссылки[]

Шаблон:Commonscat

cs:Katedrála sv. Petra (Beauvais) de:Kathedrale von Beauvais en:Beauvais Cathedral fr:Cathédrale Saint-Pierre de Beauvais it:Cattedrale di Beauvais he:קתדרלת בובה ka:სენ-პიერ დე ბოვეს ტაძარი lb:Kathedral Saint-Pierre zu Beauvais nl:Kathedraal van Beauvais nds:Kathedraal vun Beauvais simple:Beauvais Cathedral sv:Katedralen i Beauvais zh:博韦主教座堂 pt: Catedral de Beauvais

Advertisement